Беттина Реймс (Bettina Rheims) родилась в 1953 году в Париже в
респектабельной семье. Ее отец Морис Реймс был известным историком
искусства, что несомненно заложило основы ее тяги к одному из самых
противоречивых и сложных видов творчества - фотографии. «Всю свою
жизнь, с тех пор как начала ходить, я смотрела на великие произведения
искусства, выросла с ними. Вокруг меня на стенах всегда были картины –
Дега, Тулуз-Лотрек, Климт. Все эти художники, и итальянское искусство, и
церкви – вот, что влияло на меня» - так говорит Беттина Реймс о своем
зарождающемся интересе к фотографии.
Фотографией Беттина Реймс начала увлекаться с 14-ти лет. Но началом
карьерного пути Беттины Реймс была работа фотомоделью. После этого
будущий культовый фотограф Франции Беттина Реймс занималась
журналистикой, а позже попробовала себя в роли арт-дилера.
Серьезно заниматься фотографией Беттина Реймс начала лишь в возрасте 26
лет. Имея опыт в качестве «объекта фотографирования» и зная правила,
действующие в мире торговли произведениями искусства, Реймс быстро вышла
на профессиональный уровень, что позволило ей получить работу в
известном парижском журнале «Egoiste» и вскоре стать его его ведущим
фотографом. В 80-е годы с началом первых же публикаций в «Egoiste» Реймс
становится одним из самых популярных и востребованных фотографов
Франции.
Основным объектом работы Беттины Реймс всегда было женское тело. Ее
стиль — нарочито постановочные снимки, художница не признает в своей
работе ни документальности, ни спонтанности. В 1989 году выходит в свет
ее монография "Female Troube" - серия необыкновенно чувственных женских
портретов, в которых образ эротичности представлен с оригинальностью,
присущей только неповторимому стилю Реймс. Одновременно состоялись
выставки альбома "Female Troube" в Мюнхене и Токио.
В начале 90-х Беттина Реймс создает серию черно-белых снимков
"Животнoе". Особенностью ее работы было то, что снимала художница не
живых животных, а чучела. Фотографируя животных в зоопарке, Реймс не
увидела в этом воплощения своей идеи. Результат работы впечатлил многих
откровенным драматизмом произведений. Швы таксидермиста на телах
животных, немигающие, «стеклянные» глаза, которые напряженно смотрят в
глаза зрителей — снимки создают пугающее ощущение странного сочетания
жизни и смерти.
В начале 90-х Беттина Реймс начала работу над серьезными проектами,
которые и принесли ей мировую известность. Замысел художницы состоял в
создании глубоких произведений искусства, Беттина Реймс захотела придать
более яркую смысловую окраску своим работам, связать фотографии и
повествование о каждой из них в единое целое. Именно воплощение этой
идеи принесло Беттине Реймс мировую славу. В 1992 году выходит ее альбом
"Сhambre Close" ("Закрытая комната"). Положенная в основу этого
произведения история рассказывала о жизни парижского вуайериста,
«подглядывающего» за обнаженными женщинами в объектив камеры, как в
замочную скважину, и находившего в этом источник наслаждения. Обнаженные
женщины сфотографированы в номерах отеля, причем коллекция снимков
сочетает в себе и непринужденные, снятые как бы случайно, и откровенно
постановочные, продуманные до мелочей сцены.
Нарастающая известность Беттины Реймс открыла перед ней двери в мир
моды, кинематографа и прессы международного уровня. Ее фотографии
публиковались в самых известных журналах мира, таких как «Vogue”,
«Harpers», «Bazaar». Реймс стала создавать портреты самых знаменитых
людей того времени. Работы Беттины Реймс несут в себе оригинальный,
порой даже шокирующий сюжет. В них всегда присутствуют четко выраженные
провокационные мотивы - альбом с фотографиями гермафродитных
подростков "Modern Lovers", модели которого представило новое поколение
того времени - «унисекс», альбом "X-mas" - пятьдесят пять
несовершеннолетних девушек, каждая из которых впервые позирует
обнаженной, «KIM» - фотографии, в которых художница отразила всю
сложность внутреннего мира транссексуала, I.N.R.I. (1999) — серия
фотографий, основанная на библейских сюжетах, рассказывающая о жизни
Иисуса Христа, попытка художницы представить его живущим в современном
мире.
Помимо откровенно провокационных произведений Беттина Рейнс создает и
серьезные работы с целью запечатлеть волнующие ее глобальные проблемы.
Одна из таких работ — серия «Шанхай», в основе которой лежит проблема
столкновения традиционной китайской цивилизации и современной западной
культуры.
Одно из последних произведений Беттины Реймс, которому присвоен статус
самого сексуального альбома художницы за все ее карьеру - серия
эротических снимков русской модели Ольги Родионовой, часть из которых
представлена сценами садо-мазо. Альбом вышел ограниченным тиражом —
всего 1000 экземпляров. Во Франции он имел оглушительный успех и был
назван великим произведением искусства. Беттина Реймс находит образы для
своих произведений, не ограничивая себя никаким рамками — среди
героинь ее работ есть и девушки «с улицы», и профессиональные
натурщицы, и звезды мирового масштаба. Среди них портреты Софи Марсо,
принцессы Монако Каролины, Фанни Ардан, Катрин Денев, Мадонны, Наоми
Кэмпбелл, Шарлотты Рэмплинг.
Свои работы Беттина Реймс называет «обнаженными портретами», а себя -
«психологом с камерой». Хотя рецензии критиков пестрят сравнениями работ
Беттины Реймс с творчеством крупнейшего мастера фотографии Хельмута
Ньютона, сама она не считает его своим учителем, а в своих интервью
упоминает, что будучи начинающим фотографом, часто получала от него
настолько жесткую критику своих первых произведений, что в конце концов
это заставило ее прервать с ним дружеские отношения. Сама же Беттина
Реймс считает, что сравнение ее работ с искусством Хельмута Ньютона не
имеет оснований и видит в них только одно сходство — оба они
фотографировали женщин. Однако художница признает влияние его личности
на формирование ее собственного стиля.